Раздел земельного участка

Как разделить земельный участок в 2018 году: пошаговая инструкция

Часто земельные наделы находятся в общей собственности нескольких лиц. Закон не позволяет каждому владельцу распоряжаться своей частью, потому что объектом земельных правоотношений является только целый участок.

Если вы хотите зарегистрировать свою долю земли как объект права, требуется разделить надел и оформить выделенные части в виде отдельных участков. Процедура раздела земельных наделов строго регламентируется законом. О ней мы и поговорим сегодня.

Основные правила раздела земельного участка

Перед началом раздела земельного участка уточните, соответствуют ли ваши действия законодательным требованиям:

  • участок стоит на кадастровом учете в Росреестре;
  • выделяемые доли соответствуют целевому назначению;
  • земля не изъята из оборота;
  • надел не арестован и не заложен;
  • ваши действия не противоречат градостроительному регламенту;
  • оплачен земельный налог;
  • собран полный пакет документов.

Помимо этого, площадь исходного участка и новых наделов должна соответствовать установленному нормативу. Он устанавливается отдельно в каждом субъекте РФ, узнать его можно в местной администрации.

Важно упомянуть, что раздел земельного участка возможен только при условии, что он находится в собственности. Арендуемую или состоящую в постоянном (бессрочном) пользовании землю делить нельзя. Наличие ограничений, особенно в форме публичного сервитута, также будут препятствовать разделу.

Принимать решение о разделе земли вправе ее законные хозяева. Если владельцев несколько, раздел проводится по соглашению сторон, а при отсутствии согласия — через судебный орган.

Вы можете разделить только землю, находящуюся в собственности.

Делимые и неделимые земли

Каждый земельный участок может быть делимым или неделимым.

Делимый надел — это участок, который можно разделить на две и более части, причем каждая из них образует самостоятельный объект. Обязательное условие — вновь образованные участки не утратили целевого назначения. Например, вы делите землю, которая выдавалась под ИЖС, на две части. Значит каждая половина должна использоваться под индивидуальное жилищное строительство.

Соответственно, неделимый участок можно классифицировать как надел, разделить который нельзя без изменения его назначения.

Каждая часть делимого участка сохраняет свое целевое назначение.

Процедура раздела земельного участка

Какой земельный участок можно поделить, а какой нет? Какова процедура раздела земельного участка? Какие документы понадобятся, чтобы провести раздел? Читайте в нашей статье

Чтобы оформить раздел, собственникам требуется пройти ряд обязательных шагов:

  1. установление границ (межевание);
  2. заключение соглашения о разделе;
  3. присвоение адресных данных и постановка на кадастровый учет;
  4. оформление прав собственности.

Шаг 1. Межевание

Земельный участок необходимо размежевать перед разделом. Услуга предоставляется специализированными организациями, которые имеют лицензию.

В ходе процедуры обязательно присутствие:

  • собственника(ов) надела;
  • его пользователей;
  • владельцев и пользователей смежных участков;
  • кадастрового инженера.

Сотрудник землеустроительной фирмы проведет границы исходного участка и новых наделов, установит межевые знаки. Итогом процедуры станет формирование межевого дела.

Межевание — важный этап раздела земли.

Шаг 2. Соглашение о разделе

Если земля принадлежит нескольким владельцам и они согласны на раздел, оформляется письменное соглашение. В нем указываются:

  • персональные данные каждого собственника;
  • адрес расположения участка;
  • кадастровый номер надела;
  • способ раздела;
  • способ оплаты расходов;
  • дата и подписи всех владельцев.

Скачать образец соглашения о разделе земельного участка

Для составления документа необходимы следующие бумаги:

  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • свидетельства о праве собственности;
  • доверенность, если соглашение подписывает представитель владельца;
  • документы о присвоении адреса;
  • письменное согласие собственника (или собственников) на процедуру.

После оформления соглашения образуются новые объекты недвижимости.

Если не все согласны на раздел, выход один — идти в суд. В заявлении укажите данные собственников и сведения о наделе, а также какие площади и границы будут у участков после раздела. К иску приложите правоустанавливающие документы, кадастровый паспорт земли, квитанцию об оплате госпошлины и др. Ходатайство подается в судебный орган по месту проживания несогласного совладельца.

Скачать образец искового заявления о разделе земельного участка в натуре между собственниками

Шаг 3. Адрес и кадастровый учет

Раздел земельного участка приобретает силу только после госрегистрации выделенных объектов. Для этого их нужно поставить на кадастровый учет и присвоить новые адреса. Соберите и подайте в отдел архитектуры и градостроительства местной администрации следующие бумаги:

  • заявление;
  • межевое дело;
  • кадастровый паспорт на первоначальный участок;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • соглашение собственников, либо вступивший в силу судебный вердикт.

Скачать образец заявления о присвоении адреса вновь образованному земельному участку

Постановка новых наделов на учет производится одновременно со снятием с учета первоначального участка. В итоге на каждый новый объект оформляется кадастровый паспорт, где прописываются его основные характеристики и адрес.

Итог рассмотрения заявления — получение кадастровых паспортов и адресов на вновь образованные участки.

Шаг 4. Регистрация права собственности

Для оформления права собственности обратитесь в ближайшее отделение Росреестра или МФЦ со следующими бумагами:

  • заявление;
  • межевой план;
  • соглашение собственников или решение суда;
  • ваш паспорт;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • постановление местной администрации о присвоении адреса;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Скачать образец заявления о государственной регистрации перехода прав на земельный участок

Бумаги можно передать в регистрирующий орган лично или через почту, либо оформить заявку на сайте Госуслуг. Помните, что каждый из собственников нового участка обязан проводить его оформление самостоятельно. Землю поставят на учет в течение 10 дней. После этого вы получите на руки выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН — единственный документ, который подтверждает право собственности на недвижимость в 2018 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: