Содержание
После введения системы обязательного автострахования, ущерб от ДТП возмещается страховой компанией.
Казалось бы, все просто — собирайте нужные документы, передавайте в страховую и получайте положенные по закону деньги. Однако на практике это не всегда так.
Часто сумма выплаты оказывается сильно заниженной, а в некоторых случаях страховщик вообще отказывается выплачивать компенсацию. Что делать, если страховая компания отказывается возмещать ущерб?
Основные причины отказа в страховой выплате
Чаще всего страховая компания отказывает в выплате компенсации по вине самого заявителя.
Причинами такого отказа могут быть:
- умышленное искажение информации или иные мошеннические манипуляции для увеличения суммы страховки;
- непредоставление полного пакета документов;
- пропуск срока подачи бумаг (на это дается 5 дней после наступления страхового случая);
- нарушение условий страхового соглашения;
- несвоевременное представление поврежденного имущества страховщику для проведения оценки ущерба;
- ущерб получен вследствие действия радиационного излучения, ядерного взрыва, боевых действий или в процессе изъятия автомобиля органами государственной службы;
- отсутствует полная картина происшествия;
- вред получен автомобилем в процессе разгрузочно-погрузочных работ с целью его передачи в аренду или лизинг без согласования со страховой компанией;
- ущерб нанесен транспортному средству еще до заключения страхового договора.
Соблюдайте условия страхового договора и не пытайтесь обмануть страховщика.
Как узнать об отказе в страховой выплате?
Существует три возможных варианта:
- Официальное извещение клиента
Страховщик направляет в ваш адрес письменное уведомление об отказе в выплате. Документ в обязательном порядке должен содержать обстоятельства, которыми компания мотивирует свой отказ.
- Страховщик «уходит в подполье»
В подобной ситуации страховая компания вообще не выходит на контакт после принятия документов от заявителя. Цель — просрочить период, отведенный на выплату денег (20 дней)
- Перенос сроков
Представитель страховой компании объявляет вам о переносе срока выплат на основании невнятных причин или вообще без всяких объяснений.
Страховщик может и вовсе игнорировать ваше заявление на выплату возмещения.
Что делать дальше?
Если вы получили письменный отказа от страховой компании в выплате возмещения, первым делом изучите его на предмет обоснованности.
Если отказ не имеет оснований, попытайтесь урегулировать спор в досудебном порядке. Сделать это нужно обязательно. Направьте официальную претензию на имя начальника главного офиса страховой компании.
Первый шаг разрешения конфликта — направление претензии.
Это особенно важно в случае отказа от выплаты по ОСАГО. Судья обязательно потребует документ, подтверждающий попытку мирного урегулирования конфликта, а при его отсутствии откажет в удовлетворении иска.
Если первый способ не дал желаемого результата, можно подать жалобу в орган по страховому надзору — Российский союз автостраховщиков или Центральный Банк РФ.
Второй шаг — направление жалобы в РСА или ЦБ РФ.
Если дело не сдвинулось с места, подавайте исковое заявление в суд. Судебные тяжбы — достаточно сложное дело, поэтому автоюристы советуют сделать акцент на досудебном решении проблемы. Как показывает практика, большинство страховых компаний готовы идти навстречу, и ситуация разрешается в пользу потерпевшего.
Третий шаг — подача искового заявления в районный суд.
В каких случаях отказ в выплате будет незаконным?
Если сумма страховой выплаты прописана в договоре и не противоречит действующим законам, неправомерными будут следующие действия страховщика:
- бездействие;
- необоснованное занижение суммы выплат;
- нарушения сроков перечисления компенсации;
- отказ в выплате (полностью или частично).
Нередко страховщик отказывает в выплате в следующих ситуациях:
- в выплате КАСКО — при совершении ДТП, во время которого был нарушен закон;
- в выплате ОСАГО — не установлен виновник аварии, либо виновны оба участника;
- в выплате по ОСАГО/КАСКО — трасологическая экспертиза подтвердила, что некоторые или все повреждения невозможно было получить при ДТП.
Занизили сумму страховки — проведите независимую экспертизу и обратитесь в суд.
Как написать претензию о выплате страхового возмещения?
Претензия страховщику составляется в письменной форме. В тексте документа укажите:
- наименование страховой организации;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, номер телефона);
- основания для подачи претензии (ссылки на нормативно-правовые акты);
- требования к страховщику;
- дату и личную подпись заявителя.
Претензию можно направить заказным письмом или передать непосредственно сотруднику в офис страховой компании.
Какие документы понадобятся для суда?
Если страховщик проигнорировал ваши требования и не выплатил компенсацию, либо перевел деньги, но в меньшем объеме — обращайтесь в суд.
Помимо искового заявления вам понадобятся:
- извещение о ДТП;
- копия протокола, постановления и справки, составленные на месте совершения аварии;
- копия страхового договора или информация об ОСАГО виновного в аварии лица;
- копия заявления в страховую компанию о выплате возмещения с подтверждением его принятия в виде печати и подписи;
- копия страхового акта с точным объемом нанесенного имуществу или здоровью заявителя ущерба;
- отчет независимой экспертизы полученного ущерба.
Исковое заявление подается в районный (городской) суд.
Добиться полного возмещения ущерба от ДТП возможно, если своевременно обратиться за помощью к грамотному юристу. При профессиональном подходе можно не только взыскать расходы на восстановление автомобиля и здоровья, компенсацию морального вреда, но и все судебные издержки.