Содержание
Все юридические лица и ИП, созданные в РФ, обязаны пройти государственную регистрацию. Этим занимается налоговая служба.
В некоторых случаях бизнесмену могут отказать в регистрации. Если вы попали в подобную ситуацию, прежде всего проанализируйте причины отказа, а затем воспользуйтесь одним из двух способов — исправьте ошибки и повторно подайте бумаги, либо оспорьте вердикт ИФНС в вышестоящих инстанциях. Мы подскажем, как правильно обжаловать отказ в государственной регистрации ИП.
Общие сведения об оформлении ИП
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей закреплен в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ г. Заявитель, желающий открыть собственное дело, обязан подать в налоговую инспекцию:
- заявление по установленной форме Р21001;
- ксерокопию паспорта;
- квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.
Бумаги подаются в отделение ИФНС по месту жительства предпринимателя.
Причины отказа в регистрации ИП
Законодатель разрешает налоговой инспекции не регистрировать бизнес в следующих случаях:
- неправильно заполнена форма заявления;
- ходатайство подписано неуполномоченным на такие действия лицом;
- заявитель предоставил не все документы;
- бумаги переданы не в тот регистрирующий орган;
- не соблюдена нотариальная форма документов (если она для них обязательна);
- возникли проблемы с документом, удостоверяющим личность заявителя;
- поступил судебный акт о запрете на регистрацию ИП;
- при наличии приговора суда о лишении заявителя права заниматься бизнесом;
- есть подтвержденная информация о недостоверности предоставленных сведений.
Отказ направляется заявителю в письменном виде. В нем указываются причины отказа в регистрации ИП и ссылки на подходящие нормы закона.
Отказ в регистрации ИП должен иметь законные основания.
Что делать, если отказали в регистрации ИП?
Если вина ваша, нужно исправить ошибки и заново подать документы в налоговую инспекцию. Госпошлину в размере 800 руб. придется оплачивать повторно. Если отказ незаконен, можно обратиться с жалобой в вышестоящую инспекцию или суд.
Учтите, что обращаться сразу с исковым заявлением в судебный орган нельзя. Сначала нужно направить жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. Если справедливости добиться не удалось, можно смело идти в суд.
Составляем жалобу
В жалобе по поводу неправомерного отказа в государственной регистрации ИП нужно указать:
- ваши данные (Ф.И.О., адрес проживания);
- наименование регистрирующего органа и информацию о вынесенном решении (номер, дата);
- основания для обжалования отказа;
- ваши требования;
- список прилагаемых документов, подтверждающих ваши слова;
- контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты);
- подпись и дату.
Если от вашего действует представитель, потребуется копия нотариальной доверенности.
Жалобу можно подать лично, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, в виде электронного документа, подписанного ЭЦП.
Приложите к жалобе документы, подтверждающие вашу правовую позицию.
Как обжаловать решение об отказе в регистрации ИП?
Закон предусматривает обязательную досудебую процедуру обжалования отказа в госрегистрации. Поэтому сначала придется обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию, а лишь затем — в суд.
Обращаемся в ИФНС
Ходатайство передается в территориальное подразделение налоговой инспекции, постановление которой обжалуется. В течении нескольких дней сотрудники обязаны направить бумаги своему начальству.
Вы можете подать жалобу в течение 3-х месяцев со дня, когда узнали о нарушении своих прав или получили извещение об отказе в государственной регистрации ИП. Если вы пропустили этот период, его можно восстановить через суд. Но вам придется доказать уважительность причин просрочки (например, тяжелая болезнь или длительная командировка), иначе в рассмотрении иска откажут.
Пропущенный срок можно восстановить при наличии уважительных причин.
Вашу жалобу рассмотрят в течение 15 дней. Результатом рассмотрения станет либо отмена решения об отказе в регистрации ИП, либо оставление жалобы без удовлетворения.
В первом случае налоговый орган вынесет другое решение в течение 5 рабочих дней с момента получения указаний от начальства. И тогда проблем с регистрацией ИП у вас больше не будет. Если же вы получили отказ в удовлетворении жалобы, то у вас остается последний шанс на оспаривание — обращение в суд.
В некоторых случаях жалоба может быть оставлена без рассмотрения:
- отсутствует подпись заявителя или его законного представителя. Исправить ошибку легко — переделайте документ и подайте его повторно;
- жалоба подписана лицом, права которого не подтверждены. Приложите копию нотариальной доверенности представителя и перенаправьте бумаги;
- жалоба отозвана;
- идентичная жалоба уже подана ранее;
- вступил в силу судебный вердикт по данному вопросу.
Решение об оставлении обращения без рассмотрения принимается в течение 5 рабочих дней с момента получения бумаг.
Обращаемся в суд
Если вопрос не удалось урегулировать мирно,обращайтесь с исковым заявлением в суд. На это у вас всего 3 месяца со дня вынесения постановления вышестоящей ИФНС. Не забудьте приложить и полученный от налоговой отказ в рассмотрении жалобы.
Если же вы не получили уведомление о принятом решении, либо решение от вышестоящего органа не пришло в течение 25 рабочих дней с момента подачи жалобы, можно идти в суд раньше.
Вашу жалобу отклонили — добивайтесь правды в суде.